Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Аукцион  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Экономика региона

Арктика

Социальная сфера

ЖКХ

Культурная жизнь края

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Природа и экология Кольского полуострова

Нефть и газ

Международное сотрудничество

Выборы в Мурманске и области

Образование и наука

Радиационная безопасность

Северный флот

Спорт

Транспорт

Политика

Отопительный сезон в Мурманской области

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Арктика

15 мая 2020 г. 09:05

Российская газета

Приоритеты Севморпути нуждаются в пересмотре

Акценты в развитии Северного морского пути нуждаются в пересмотре. К этому выводу пришли эксперты, участвовавшие в онлайн-заседании дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики.

До сих пор СМП рассматривался как альтернатива маршруту через Красное море на пути из Азии в Европу. Однако северный вариант транзита дороже. Как отмечает Bloomberg, сейчас перевозка грузов через Арктику обходится на 36 процентов дороже, чем их транспортировка южным маршрутом.

Кроме того, время доставки грузов сегодня не является критически важным для грузоотправителей. В частности, контейнеровозы сознательно замедляют скорость движения своих судов до 15-17 миль в час при максимально возможной 28 миль в час – это позволяет им значительно экономить на топливе, отметил в своем докладе на прошлогоднем международном форуме "Арктика: настоящее и будущее" в Якутии представитель компании PwC Павел Шелехов. По его мнению, с этой точки зрения Севморпуть особой выгоды не несет.

Это одна из главных причин, по которой "транзитная" стратегия себя не оправдывает. Сегодня 95 процентов грузопотока по Севморпути – это вывоз из Арктики полезных ископаемых. Северный завоз и транзит обеспечивают лишь пять процентов, подчеркнул директор консалтинговой компании "Гекон", член научно-технических советов Минприроды РФ и Минтранса России Михаил Григорьев.

– Основным приоритетом эволюции Северного морского пути должен быть не экспорт углеводородов, а развитие прилегающих территорий, а одной из главных целей арктических проектов – вовлечение малого и среднего бизнеса, – убежден ведущий научный сотрудник Института экономических проблем Кольского научного центра РАН Алексей Фадеев. – В Норвегии, например, значительная доля работ, связанных с нефтяными месторождениями, выполняется компаниями, которые, казалось бы, не имеют отношения к "нефтянке". При этом одно рабочее место в Арктике создает в среднем 14 рабочих мест в других регионах страны.

Сегодня малому и среднему бизнесу в Арктике приходится весьма непросто. Такие проекты, как Белкомур, развитие Индиги и Амдермы, разработка свинцово-цинковых руд на Новой Земле, предусматривают участие государства и его поддержку в виде субсидий и целевых займов, заявил Ильдар Неверов, член Координационного совета "Деловой России". Но этого не предвидится как минимум в ближайшие год-два. Власть стремится решить эту проблему: начался отбор арктических проектов для предоставления им 20-процентных государственных субсидий на строительство инфраструктуры. Но компании, претендующие на подобную субсидию, должны иметь 80 процентов собственных средств на реализацию проектов. Сегодня мало кто может похвастать такими суммами. Фрахт на Северном морском пути остается слишком дорогим и трудным, малому и среднему бизнесу эти условия не под силу.

Также, развивая арктический бизнес, особое внимание необходимо уделять экологии, поскольку северные экосистемы очень хрупки. С 2012 по 2016 год благодаря хорошему государственному финансированию продолжалась масштабная очистка арктических территорий, но сейчас эта поддержка уменьшилась.

– По-прежнему действуют нацпроект "Экология" и входящий в его структуру федеральный проект "Чистая страна". Но из тех проектов, которые входили в его состав и должны были получить поддержку в 2019 году, нет ни одного арктического, – подчеркнул Ильдар Неверов. – В частности, анонсировался проект по очистке Кольского залива от затонувших судов, но его поддержка не предусматривалась в 2019 году и не предполагается в 2020-м. До 2024 года не предполагается никаких внятных подвижек в этом вопросе. При этом самостоятельно решить проблему накопленного экологического ущерба регионы не смогут.

Одним из решений может стать наращивание перевозок грузов от СМП вглубь материка. Пример – Якутия, где принят бассейновый принцип развития территорий вдоль крупных рек – Оби, Енисея и Лены, которые исторически представляют собой не только природные, но и экономические системы. Данную схему могут использовать все арктические регионы. Чтобы развивать такие перевозки, необходимо наращивать флот судов класса "река – море", отметил заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова Александр Кугаевский. В свою очередь, для этого требуется расширять спектр грузов, которые перевозятся по Северному морскому пути, и улучшать портовую инфраструктуру, чтобы развитие прилегающих территорий было более устойчивым.

Рекомендации экспертов будут в ближайшее время направлены федеральным и региональным властям. И первые шаги для развития таких перевозок уже делаются. Пока речь идет о развитии круизного туризма. В июне в первый северный круиз по Енисею отправится теплоход "Максим Горький", который был специально доставлен по Северному морскому пути в Красноярск в прошлом году.

 
 Статьи по теме 
02.02.2022Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета)
04.12.2021Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета)
17.11.2021Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС)
16.11.2021Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС)
04.11.2021Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета)
15.10.2021На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета)
06.10.2021На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета)
15.09.2021Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета)
01.09.2021Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета)
15.07.2021Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета)
26.04.2021Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета)
14.04.2021Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета)
12.02.2021"Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости")
10.02.2021План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс)
04.02.2021Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета)
27.01.2021Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета)
27.01.2021Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета)
19.12.2020Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс)
09.12.2020Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета)
02.12.2020Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета)
25.11.2020Стратегия Севморпути (Российская газета)
19.11.2020В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК)
05.11.2020Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета)
28.10.2020Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета)
21.10.2020Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета)
16.10.2020Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс)
28.08.2020Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС)
05.08.2020Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News)
16.07.2020Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости")
14.07.2020Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости")

Страницы: ← предыдущая  следующая →
12345

 
 
Copyright © 1999—2024
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru