Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Работа  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Арктика

Экономика региона

Радиационная безопасность

Природа и экология Кольского полуострова

Транспорт

Социальная сфера

Северный флот

Образование и наука

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Проблемы ЖКХ

Развитие нефтегазовой отрасли на Мурмане

Политика

Выборы в Мурманске и области

Отопительный сезон в Мурманской области

Международное сотрудничество

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Спорт

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Культурная жизнь края

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Арктика

15 мая 2020 г. 09:05

Российская газета

Приоритеты Севморпути нуждаются в пересмотре

Акценты в развитии Северного морского пути нуждаются в пересмотре. К этому выводу пришли эксперты, участвовавшие в онлайн-заседании дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики.

До сих пор СМП рассматривался как альтернатива маршруту через Красное море на пути из Азии в Европу. Однако северный вариант транзита дороже. Как отмечает Bloomberg, сейчас перевозка грузов через Арктику обходится на 36 процентов дороже, чем их транспортировка южным маршрутом.

Кроме того, время доставки грузов сегодня не является критически важным для грузоотправителей. В частности, контейнеровозы сознательно замедляют скорость движения своих судов до 15-17 миль в час при максимально возможной 28 миль в час – это позволяет им значительно экономить на топливе, отметил в своем докладе на прошлогоднем международном форуме "Арктика: настоящее и будущее" в Якутии представитель компании PwC Павел Шелехов. По его мнению, с этой точки зрения Севморпуть особой выгоды не несет.

Это одна из главных причин, по которой "транзитная" стратегия себя не оправдывает. Сегодня 95 процентов грузопотока по Севморпути – это вывоз из Арктики полезных ископаемых. Северный завоз и транзит обеспечивают лишь пять процентов, подчеркнул директор консалтинговой компании "Гекон", член научно-технических советов Минприроды РФ и Минтранса России Михаил Григорьев.

– Основным приоритетом эволюции Северного морского пути должен быть не экспорт углеводородов, а развитие прилегающих территорий, а одной из главных целей арктических проектов – вовлечение малого и среднего бизнеса, – убежден ведущий научный сотрудник Института экономических проблем Кольского научного центра РАН Алексей Фадеев. – В Норвегии, например, значительная доля работ, связанных с нефтяными месторождениями, выполняется компаниями, которые, казалось бы, не имеют отношения к "нефтянке". При этом одно рабочее место в Арктике создает в среднем 14 рабочих мест в других регионах страны.

Сегодня малому и среднему бизнесу в Арктике приходится весьма непросто. Такие проекты, как Белкомур, развитие Индиги и Амдермы, разработка свинцово-цинковых руд на Новой Земле, предусматривают участие государства и его поддержку в виде субсидий и целевых займов, заявил Ильдар Неверов, член Координационного совета "Деловой России". Но этого не предвидится как минимум в ближайшие год-два. Власть стремится решить эту проблему: начался отбор арктических проектов для предоставления им 20-процентных государственных субсидий на строительство инфраструктуры. Но компании, претендующие на подобную субсидию, должны иметь 80 процентов собственных средств на реализацию проектов. Сегодня мало кто может похвастать такими суммами. Фрахт на Северном морском пути остается слишком дорогим и трудным, малому и среднему бизнесу эти условия не под силу.

Также, развивая арктический бизнес, особое внимание необходимо уделять экологии, поскольку северные экосистемы очень хрупки. С 2012 по 2016 год благодаря хорошему государственному финансированию продолжалась масштабная очистка арктических территорий, но сейчас эта поддержка уменьшилась.

– По-прежнему действуют нацпроект "Экология" и входящий в его структуру федеральный проект "Чистая страна". Но из тех проектов, которые входили в его состав и должны были получить поддержку в 2019 году, нет ни одного арктического, – подчеркнул Ильдар Неверов. – В частности, анонсировался проект по очистке Кольского залива от затонувших судов, но его поддержка не предусматривалась в 2019 году и не предполагается в 2020-м. До 2024 года не предполагается никаких внятных подвижек в этом вопросе. При этом самостоятельно решить проблему накопленного экологического ущерба регионы не смогут.

Одним из решений может стать наращивание перевозок грузов от СМП вглубь материка. Пример – Якутия, где принят бассейновый принцип развития территорий вдоль крупных рек – Оби, Енисея и Лены, которые исторически представляют собой не только природные, но и экономические системы. Данную схему могут использовать все арктические регионы. Чтобы развивать такие перевозки, необходимо наращивать флот судов класса "река – море", отметил заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова Александр Кугаевский. В свою очередь, для этого требуется расширять спектр грузов, которые перевозятся по Северному морскому пути, и улучшать портовую инфраструктуру, чтобы развитие прилегающих территорий было более устойчивым.

Рекомендации экспертов будут в ближайшее время направлены федеральным и региональным властям. И первые шаги для развития таких перевозок уже делаются. Пока речь идет о развитии круизного туризма. В июне в первый северный круиз по Енисею отправится теплоход "Максим Горький", который был специально доставлен по Северному морскому пути в Красноярск в прошлом году.

 
 Статьи по теме 
09.07.2020Совфед одобрил пакет законов о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости")
08.07.2020Госдума приняла закон о государственной поддержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости")
11.06.2020В Арктике возродят систему мониторинга вечной мерзлоты (Российская газета)
20.05.2020Минстрой РФ разработает новые правила строительства за Полярным кругом (Российская газета)
15.05.2020Приоритеты Севморпути нуждаются в пересмотре (Российская газета)
01.05.2020В России открывается навигация и начинается северный завоз (ТАСС)
15.04.2020Бизнес привлекут к софинансированию строительства арктического флота (Российская газета)
08.04.2020Ученые научились прокладывать дороги и намывать острова в Арктике (Российская газета)
14.02.2020Потепление в Арктике привело к сокращению популяции полярных животных (Интерфакс)
12.02.2020Как привлечь профессионалов в Арктику (Российская газета)
08.02.2020В Мурманске собрались создать "Столицу Арктики" (ТАСС)
29.01.2020Утвержден план развития Северного морского пути до 2035 года (Российская газета)
20.12.2019В Арктике увеличится количество экспортеров газа (Российская газета)
24.10.2019Экспедиция Северного флота открыла в Арктике шесть новых островов (Российская газета)
08.10.2019Государство осваивает Арктику исключительно с военными целями (Новая газета)
07.08.2019В изучение недр Арктики вложат 292 млрд рублей до 2045 года (Российская газета)
31.07.2019Компания из Китая проведет коммерческие контейнеровозы по Севморпути (Российская газета)
26.07.2019Росатом представил план развития Севморпути до 2035 года (REGNUM)
04.07.2019В Арктике всерьез займутся повышением качества жизни (Lenta.Ru)
28.06.2019Четыре экспедиции обследуют затопленные ядерные объекты в Арктике (Российская газета)
24.04.2019Повысить рейтинг Севморпути смогут четкие тарифы на грузоперевозки (Российская газета)
28.03.2019Инвестиции в российские проекты в Арктике превысят 86 млрд долларов (ТАСС)
06.03.2019Российская Арктика может стать территорией опережающего развития (Российская газета)
18.02.2019Из села Териберка впервые начали вывозить мусор (ТАСС)
26.01.2019На развитие Севморпути потратят триллион (Lenta.Ru)
12.12.2018Разработка законодательной базы по развитию Арктической зоны РФ опаздывает (Российская газета)
31.10.2018Перевозки по Северному морскому пути за пять лет выросли в четыре раза (Российская газета)
17.10.2018Арктика нуждается в особых технологиях градостроительства (Российская газета)
06.07.2018Закон об опорных зонах в Арктике отложен до конца года (REGNUM)
19.06.2018Правовой статус Российской Арктики остается размытым (Российская газета)

Страницы: ← предыдущая  следующая →
1234

 
 
Copyright © 1999 — 2020
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru Твиттер Murman.ru