Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Аукцион  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Экономика региона

Арктика

Социальная сфера

ЖКХ

Культурная жизнь края

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Природа и экология Кольского полуострова

Нефть и газ

Международное сотрудничество

Выборы в Мурманске и области

Образование и наука

Радиационная безопасность

Северный флот

Спорт

Транспорт

Политика

Отопительный сезон в Мурманской области

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Арктика

17 октября 2018 г. 08:05

Российская газета

Арктика нуждается в особых технологиях градостроительства

Сегодня перед страной стоит задача активизировать освоение Арктики, наращивать здесь свое присутствие. Для этого предстоит переломить негативную тенденцию – продолжающийся отток населения из северных регионов. Например, если в 2010 году в Мурманской области проживали 815 тысяч человек, то на начало 2018 года численность населения Заполярья уменьшилась до 753 тысяч. Чтобы "развернуть" этот поток вспять, одних стратегических инвестпроектов недостаточно, уверены эксперты. Важно еще одно условие: арктические города должны стать комфортнее. Развивать городскую среду за Полярным кругом необходимо не по лекалам средней полосы России, как делается сейчас, а по уникальным градообразующим технологиям. И примеры таких технологий уже существуют.

Самый длинный дом

Проблемы комфортности жизни в северных городах возникли не только из-за сурового климата высоких широт. В 30-е годы минувшего века в СССР приоритетной была промышленность. Заботиться о комфорте в те времена было не "по-социалистически". За рубежом действовали иначе.

– На Севере дома и улицы должны быть как цветы: раскрываться навстречу весенне-летнему солнцу и отворачиваться от холода и тени, – цитирует заслуженный архитектор России Эдуард Путинцев своего шведского коллегу Ральфа Эрскина. – Террасы, сады и улицы нужно ориентировать к солнцу, защищая их вместе с тем от ветра. Северные города должны глубоко отличаться от городов на юге. Вместе с тем северные города должны походить на южные своим основным назначением: поддерживать температуру воздуха, окружающего дома.

В середине и конце двадцатого века этот принцип начали использовать и советские архитекторы. Ярким примером стал Мурманск, где дома расположены "скобами", защищающими дворы от свирепых северных ветров. Мало кто знает, что именно в Мурманске находится самый длинный дом в России – 1488 метров. Впрочем, это даже не дом, а целый микрорайон, в котором панельные девятиэтажки соединены блок-секциями и напоминают по своему расположению пчелиные соты.

Но Мурманск – это все же областной центр. В небольших городах, расположенных вокруг крупных предприятий, с "северным" благоустройством дела обстоят сложнее. Существовавшая практика в заселении и промышленном освоении Севера имела "пионерный" и отраслевой характер, замечает строительно-технический эксперт Борис Скупов. Социальные и эколого-экономические факторы учитывались мало или вовсе не учитывались. Немногие задавались целью сберегать при этом материалы, ресурсы и труд, сохранять хрупкую арктическую природу. В этой работе почти не принимали участия местные власти.

Теперь подход меняется радикально: в территориальном планировании важнейшую роль начинают играть местные власти, горожане и привлеченные научные эксперты.

Нужен мастер-план

Сегодня территориальное планирование города определяется двумя документами: стратегией социально-экономического развития и программой комплексного развития территории. Но пока эти документы работают недостаточно эффективно, сетует Роман Воейков, помощник технического директора одного из конструкторских бюро, занимающихся вопросами градостроительства. Во-первых, документы практически не увязаны между собой. Градостроительное зонирование выполняется формально, не учитывается множество нюансов территорий, которые очень отличаются друг от друга. Не обеспечивается должная информационная поддержка: генплан разрабатывается, проходит общественные слушания, но во-круг него не формируется информационное поле. Во многом по этой причине в данную работу не вовлекается население, которое может смотреть на развитие территорий совершенно иначе, нежели власть. Развитие территорий чаще всего не увязано с бюджетным планированием, не разработаны механизмы, позволяющие отслеживать, как воплощаются в жизнь задуманные проекты.

– Необходим документ, который мог бы увязать все эти вопросы воедино, – считает Роман Воейков. – Таким документом мог бы стать проект комплексного развития территорий, или мастер-план. Это стратегическая модель, в которой обо-значены этапы реализации, прописано распределение ресурсов, способы повышения лояльности жителей и формы кооперации. Необходимо учитывать все особенности территорий, потому что решать их проблемы нужно по-разному. И помнить, что любая территория – это жители, органы власти и предприниматели. Проекты территориального развития должны давать гражданам улучшение качества жизни, а властям и бизнесу – приток инвестиций.

Начинать следует с концепции развития территорий, подчеркивает эксперт. Она должна включать в себя развитие экономической базы, благоустройство территорий, их озеленение, развитие транспортной системы и инженерной инфраструктуры. Должен существовать архитектурный дизайн-код города – это те элементы, которые позволяют городу иметь собственный неповторимый облик. Затем необходимо создать дорожную карту реализации проекта комплексного развития территории. Итогом этой работы будет инвестиционная программа на долгий срок, измеряемый десятками лет.

В свою очередь, создание концепции подразумевает градостроительный анализ территорий, городской инфраструктуры, демографической ситуации и экономической базы, чтобы выявить существующие проблемы. Например, отсутствие или изношенность коммунальных сетей, недостаточность объектов социальной и жилой инфраструктуры, сложности в работе транспортной системы. Дальше проводится комплексное социологическое исследование, которое состоит из двух этапов: глубинные интервью, позволяющие сделать "срез" общества, и два или три социологических опроса в разных группах населения, чтобы зафиксировать проблемы, с которыми сталкиваются граждане. Потом разрабатываются их основные решения. Позже все это проходит тестирование на стратегической сессии. Речь идет о встрече всех заинтересованных сторон: власти, представителей общественных организаций, предпринимателей, активных горожан. Они обсуждают все основные проекты и вырабатывают решения. После стратегической сессии разрабатывается сам мастер-план и программа его реализации. Команда, разрабатывающая мастер-план, может включать в себя несколько сотен человек – экономистов, архитекторов, географов, искусствоведов, транспортников и многих других. Такая работа уже проведена в Ковдоре – одном из моногородов Мурманской области.

Здесь будет моногород-сад

Специалисты по градостроительству из Санкт-Петербурга разработали мастер-план развития Ковдора, рассчитанный на 33 года, который стал первым в регионе. Заказчиком выступило местное градообразующее предприятие.

Составители мастер-плана проанализировали все сферы городской жизни и экономики. Например, выяснилось, что большая часть земли, на которой расположена жилая застройка, находится в муниципальной собственности. При этом у горожан очень большой запрос на благоустройство дворов. Властям города было предложено провести межевание земельных участков таким образом, чтобы объединить дворовые территории и передать в пользование жителям -для их активного участия в благоустройстве. Что и было сделано: дворовые территории отдали жителям. Квартплата после этого увеличилась не особенно сильно – в пределах 10 процентов. Но это позволило сэкономить бюджетные средства и "развязало руки" тем, кто желал самостоятельно обустраивать городские дворы.

Ковдор был рассчитан на большее количество жителей, чем нынешняя численность его населения – 16,6 тысячи человек. Подсчет показал, что сегодня Ковдор имеет избыточно много объектов социальной инфраструктуры, но при этом у горожан есть запрос на дополнительное образование для детей – как дошкольников, так и школьников. Один из выходов, предложенных градоустроителями местным властям, – переформатировать детсады, расположив там же необходимые кружки, секции и клубы для детей.

Кроме того, было решено ликвидировать городской автобусный вокзал, поскольку сегодня потребности в нем нет. Большое количество горожан владеет собственным транспортом, а пассажиропоток в принципе достаточно низок. Поэтому специалисты предложили муниципалитету из вокзала сделать автобусную станцию на 500 пассажиров в сутки и перенести ее в центр города.

– Работа по сбору и анализу исходных данных заняла более полугода, после чего мы обсудили мастер-план с горожанами, с представителями бизнеса, власти, на основании чего выносились решения, – отметил Роман Воейков. – Цена во-площения мастер-плана в жизнь достаточно большая. Но разрабатывался он на 33 года. Если разделить расходы по годам, то годовая сумма будет сопоставима с районным бюджетом. Поэтому, на мой взгляд, мастер-план вполне реализуем.

Кстати

Арктическая зона России имеет площадь более 9 миллионов квадратных километров. Здесь проживают около 1,5 миллиона человек, что составляет 1 процент населения страны и около 40 процентов населения мировой Арктики. Но на этой территории создается 12-15 процентов ВВП и обеспечивается около четверти экспорта России.

 
 Статьи по теме 
02.02.2022Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета)
04.12.2021Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета)
17.11.2021Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС)
16.11.2021Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС)
04.11.2021Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета)
15.10.2021На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета)
06.10.2021На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета)
15.09.2021Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета)
01.09.2021Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета)
15.07.2021Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета)
26.04.2021Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета)
14.04.2021Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета)
12.02.2021"Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости")
10.02.2021План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс)
04.02.2021Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета)
27.01.2021Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета)
27.01.2021Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета)
19.12.2020Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс)
09.12.2020Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета)
02.12.2020Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета)
25.11.2020Стратегия Севморпути (Российская газета)
19.11.2020В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК)
05.11.2020Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета)
28.10.2020Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета)
21.10.2020Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета)
16.10.2020Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс)
28.08.2020Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС)
05.08.2020Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News)
16.07.2020Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости")
14.07.2020Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости")

Страницы: ← предыдущая  следующая →
12345

 
 
Copyright © 1999—2024
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru