Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Работа  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Природа и экология Кольского полуострова

Экономика региона

Проблемы ЖКХ

Радиационная безопасность

Арктика

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Политика

Социальная сфера

Образование и наука

Транспорт

Дело против активистов Greenpeace

Развитие нефтегазовой отрасли на Мурмане

Северный флот

Выборы в Мурманске и области

Международное сотрудничество

Миллиардные хищения в энергетике

Спорт

Отопительный сезон в Мурманской области

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Культурная жизнь края

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Арктика

31 октября 2018 г. 08:27

Российская газета

Перевозки по Северному морскому пути за пять лет выросли в четыре раза

Экономическое будущее Арктики тесно связывают с развитием судоходства на Северном морском пути, который своей западной частью охватывает регионы СЗФО. Причем как раз в этом районе с трафиком и сейчас полный порядок. А сам Севморпуть, несмотря на богатую историю, можно сказать, сегодня только начинает жить. Эта новая жизнь транспортной артерии вызывает ожидания, вопросы, а порой даже споры у всех участников рынка. Самые бурные дискуссии разворачиваются вокруг будущего объема грузопотока: поставлена задача – к 2024 году довести его до 80 миллионов тонн. А в самом удачном 1987-м по этому морскому коридору перевезли всего-то семь миллионов. Получится ли увеличить советский рекорд более чем в десять раз? И если да, за счет каких грузов?

Главный аргумент оптимистов – за последнюю пятилетку грузопоток в акватории Севморпути уже вырос почти в четыре раза.

– На 1 октября этого года перевезено около 13 миллионов тонн, – сообщил представитель ФГУП "Администрация Севморпути" Александр Калашников на недавнем форуме арктических проектов в Архангельске. – По итогам года рассчитываем на 16-17 миллионов. Мы радуемся и не можем в это поверить. Ведь еще в 2013 году было всего три миллиона тонн.

Сегодня по Севморпути везут нефтепродукты, сжиженный природный газ, рудоконцентрат, уголь, металлы. Свою стабильную нишу в грузопотоке занимает северный завоз. Но главный драйвер всех процессов в Арктике, включая транспортные, – это, конечно, масштабные проекты по добыче сырья.

К примеру, из Архангельска активно доставлялись грузы к месту строительства порта Сабетта в Обской губе Карского моря, где производят СПГ. В стройке участвовали более ста компаний Поморья. На очереди – возведение центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области, которое также станет "артельным" делом нескольких регионов.

По прогнозам, основную часть грузопотока и впредь будут составлять природные богатства, добытые в Арктической зоне. Даже на Новой Земле, которая до недавних пор ассоциировалась с атомным полигоном, начинается разработка Павловского месторождения свинцово-цинковых руд. Подобных действующих и перспективных проектов в Арктике сейчас пятнадцать. Но чтобы набрать 80 миллионов тонн, нужно перевозить не только сырье.

Пока другие грузы вносят лишь небольшой вклад в общую копилку. Так, российская группа компаний возобновила регулярные перевозки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию через архангельский порт. А минувшим летом произошло событие, которое специалисты считают знаковым для арктической магистрали: крупнейший мировой перевозчик впервые отправил контейнеровоз с дальневосточной красной рыбой для Санкт-Петербурга по Севморпути.

– Если наши рефрижераторы провозили всего пять-шесть тысяч тонн рыбы в год, то контейнеровоз за один раз доставил 17 тысяч тонн, – подчеркнул представитель ФГУП "Атомфлот" Владимир Арутюнян. – Причем рыбу, выловленную российскими судами, компании пришлось забирать со складских помещений в Южной Корее. Порой нам говорят, что вся западная часть страны ждет не дождется рыбы с востока, но тарифы на ледокольную проводку мешают ее доставке. Так вот, причина не в нас, а в отсутствии рефрижераторных складских помещений на Дальнем Востоке. Наша ледокольная проводка в килограмме рыбы составляет всего один рубль 60 копеек.

Правда, мировой перевозчик по итогам успешного рейса заявил, что пока не рассматривает Севморпуть в качестве коммерческой альтернативы постоянным маршрутам. Тем временем неподдельный интерес к северной артерии проявляют китайцы: они сделали в этом году немало судопроходов, вовсю укрепляют суда до высокого ледового класса и строят большие планы на летнюю навигацию.

Примерно треть из 723 разрешений на проход по северному коридору в этом году получили суда под иностранным флагом. И это тоже предмет дискуссий: Севморпуть в перспективе – это мировая транспортная артерия или прежде всего национальная? Он короче трассы через Суэц, но зарубежные перевозчики осторожничают, потому что кратчайший путь – не всегда лучший. Полярное судоходство вообще считается самым сложным.

Примечательно, что многие российские эксперты склоняются к тому, что надо не тягаться с Суэцким каналом, а развивать Севморпуть как внутреннюю артерию. Этому способствуют и последние нормативно-правовые решения. Так, с 2019 года суда под флагом РФ получат исключительное право на морские перевозки нефти, газа и угля в российской Арктике. Иностранные суда допустят к ним только в том случае, если использовать наши невозможно.

– Дело не только в количестве, но и в том, какое социально-экономическое наполнение будет иметь грузопоток в акватории Севморпути, – отмечает директор информационно-аналитического центра государственной комиссии по вопросам развития Арктики Михаил Ремизов. – Надо, чтобы по большей части грузы по Севморпути перевозились под российским флагом судами, построенными на наших верфях. Чтобы в создании этих грузов участвовали наши компании. Чтобы по максимуму учитывались транспортно-логистические возможности и потенциал развития прилегающих территорий. Арктика должна работать на всю Россию.

Важным для развития Севморпути стало принятие решения о его едином операторе. Соответствующий законопроект находится в Госдуме. Участники рынка задаются вопросом: стоит ли ждать снижения ставок в условиях монополизма? Ведь ценовая политика – это будущий грузопоток.

– Конкуренция в Арктике дает только отрицательный эффект, – отвечает на это представитель будущего оператора Владимир Арутюнян. – Состязательность хороша на обычных морских путях, во льдах конкурировать невозможно.

Развитие береговой инфраструктуры – еще один залог успеха перевозок по Севморпути. Потенциал есть. К примеру, мощность будущего глубоководного района порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря – 38 миллионов тонн грузов в год.

Тем временем

В разных частях мира строятся 25 круизных судов ледового класса, в том числе с прицелом на российскую Арктику. Туристы – не грузы, но о них тоже нельзя забывать, а оборудованных портов для таких лайнеров на всей трассе Севморпути практически нет. При этом на некоторые еще не построенные суда уже проданы все билеты.

 
 Статьи по теме 
31.10.2018Перевозки по Северному морскому пути за пять лет выросли в четыре раза (Российская газета)
17.10.2018Арктика нуждается в особых технологиях градостроительства (Российская газета)
06.07.2018Закон об опорных зонах в Арктике отложен до конца года (REGNUM)
19.06.2018Правовой статус Российской Арктики остается размытым (Российская газета)
05.12.2017Власти Заполярья предлагают доработать закон о развитии Арктической зоны (Интерфакс)
17.11.2017Удержать людей в Арктике помогут инвестиции и качественные услуги (ТАСС)
16.11.2017Освоение Арктики может остаться лишь красивым лозунгом (REGNUM)
04.09.2017Утвеждена новая программа по развитию Арктической зоны (Интерфакс)
25.03.2017Арктика ждет высокой цены на нефть и развития технологий (ТАСС)
23.03.2017Возраст рыболовецких судов в Арктике приближается к 30 годам (ТАСС)
26.01.2017Россия построит в Арктике более 100 военных объектов (Российская газета)
12.10.2016Природоохранные зоны предложили создать в Арктике (ТАСС)
18.05.2016Из программ развития Арктики исключили аэродромы (Российская газета)
10.03.2016Арктике готовят северную надбавку (КоммерсантЪ)
09.02.2016Заявка России на расширение границ шельфа в Арктике (РИА "Новости")
05.08.2015Россия претендует на 1,2 млн квадратных километров Арктики (КоммерсантЪ)
16.06.2015Арктическая экспедиция "Роснефти" стала самой масштабной за 20 лет (РИА "Новости")
10.06.2015Медведев подписал комплексный проект развития Северного морского пути (ТАСС)
04.06.2015Росграница откроет 21-й пропускной пункт в районе Севморпути (ТАСС)
02.02.2015Интерес к Северному морскому пути растет (КоммерсантЪ)
13.01.2015Ученые наладят поток рабочих в Арктику (Российская газета)
30.12.2014Инфраструктуру Арктики будут развивать вопреки санкциям (Российская газета)
15.12.2014Развитие Арктики будет регулироваться особыми законами (Российская газета)
10.12.2014Арктическое командование укомплектуют к 15 декабря (ТАСС)
02.12.2014Россия провела первую в мире сейсморазведку на Северном полюсе (Российская газета)
02.12.2014В Мурманске сдана первая очередь арктического спасательного центра (Интерфакс)
26.11.2014Экологи Северного флота расширят зону исследований в Арктике (РИА "Новости")
30.10.2014Россия может расширить границы за счет Арктики (Российская газета)
22.10.2014Россия в этом году разместит войска по всему арктическому поясу (РИА "Новости")
09.10.2014Евгений Примаков назвал пять направлений развития Арктики (Российская газета)

Страницы: ← предыдущая  следующая →
123

 
 
Copyright © 1999 — 2018
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru Твиттер Murman.ru