31 октября 2018 г. 08:27
Российская газета
Экономическое будущее Арктики тесно связывают с развитием судоходства на Северном морском пути, который своей западной частью охватывает регионы СЗФО. Причем как раз в этом районе с трафиком и сейчас полный порядок. А сам Севморпуть, несмотря на богатую историю, можно сказать, сегодня только начинает жить. Эта новая жизнь транспортной артерии вызывает ожидания, вопросы, а порой даже споры у всех участников рынка. Самые бурные дискуссии разворачиваются вокруг будущего объема грузопотока: поставлена задача – к 2024 году довести его до 80 миллионов тонн. А в самом удачном 1987-м по этому морскому коридору перевезли всего-то семь миллионов. Получится ли увеличить советский рекорд более чем в десять раз? И если да, за счет каких грузов?
Главный аргумент оптимистов – за последнюю пятилетку грузопоток в акватории Севморпути уже вырос почти в четыре раза.
– На 1 октября этого года перевезено около 13 миллионов тонн, – сообщил представитель ФГУП "Администрация Севморпути" Александр Калашников на недавнем форуме арктических проектов в Архангельске. – По итогам года рассчитываем на 16-17 миллионов. Мы радуемся и не можем в это поверить. Ведь еще в 2013 году было всего три миллиона тонн.
Сегодня по Севморпути везут нефтепродукты, сжиженный природный газ, рудоконцентрат, уголь, металлы. Свою стабильную нишу в грузопотоке занимает северный завоз. Но главный драйвер всех процессов в Арктике, включая транспортные, – это, конечно, масштабные проекты по добыче сырья.
К примеру, из Архангельска активно доставлялись грузы к месту строительства порта Сабетта в Обской губе Карского моря, где производят СПГ. В стройке участвовали более ста компаний Поморья. На очереди – возведение центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области, которое также станет "артельным" делом нескольких регионов.
По прогнозам, основную часть грузопотока и впредь будут составлять природные богатства, добытые в Арктической зоне. Даже на Новой Земле, которая до недавних пор ассоциировалась с атомным полигоном, начинается разработка Павловского месторождения свинцово-цинковых руд. Подобных действующих и перспективных проектов в Арктике сейчас пятнадцать. Но чтобы набрать 80 миллионов тонн, нужно перевозить не только сырье.
Пока другие грузы вносят лишь небольшой вклад в общую копилку. Так, российская группа компаний возобновила регулярные перевозки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию через архангельский порт. А минувшим летом произошло событие, которое специалисты считают знаковым для арктической магистрали: крупнейший мировой перевозчик впервые отправил контейнеровоз с дальневосточной красной рыбой для Санкт-Петербурга по Севморпути.
– Если наши рефрижераторы провозили всего пять-шесть тысяч тонн рыбы в год, то контейнеровоз за один раз доставил 17 тысяч тонн, – подчеркнул представитель ФГУП "Атомфлот" Владимир Арутюнян. – Причем рыбу, выловленную российскими судами, компании пришлось забирать со складских помещений в Южной Корее. Порой нам говорят, что вся западная часть страны ждет не дождется рыбы с востока, но тарифы на ледокольную проводку мешают ее доставке. Так вот, причина не в нас, а в отсутствии рефрижераторных складских помещений на Дальнем Востоке. Наша ледокольная проводка в килограмме рыбы составляет всего один рубль 60 копеек.
Правда, мировой перевозчик по итогам успешного рейса заявил, что пока не рассматривает Севморпуть в качестве коммерческой альтернативы постоянным маршрутам. Тем временем неподдельный интерес к северной артерии проявляют китайцы: они сделали в этом году немало судопроходов, вовсю укрепляют суда до высокого ледового класса и строят большие планы на летнюю навигацию.
Примерно треть из 723 разрешений на проход по северному коридору в этом году получили суда под иностранным флагом. И это тоже предмет дискуссий: Севморпуть в перспективе – это мировая транспортная артерия или прежде всего национальная? Он короче трассы через Суэц, но зарубежные перевозчики осторожничают, потому что кратчайший путь – не всегда лучший. Полярное судоходство вообще считается самым сложным.
Примечательно, что многие российские эксперты склоняются к тому, что надо не тягаться с Суэцким каналом, а развивать Севморпуть как внутреннюю артерию. Этому способствуют и последние нормативно-правовые решения. Так, с 2019 года суда под флагом РФ получат исключительное право на морские перевозки нефти, газа и угля в российской Арктике. Иностранные суда допустят к ним только в том случае, если использовать наши невозможно.
– Дело не только в количестве, но и в том, какое социально-экономическое наполнение будет иметь грузопоток в акватории Севморпути, – отмечает директор информационно-аналитического центра государственной комиссии по вопросам развития Арктики Михаил Ремизов. – Надо, чтобы по большей части грузы по Севморпути перевозились под российским флагом судами, построенными на наших верфях. Чтобы в создании этих грузов участвовали наши компании. Чтобы по максимуму учитывались транспортно-логистические возможности и потенциал развития прилегающих территорий. Арктика должна работать на всю Россию.
Важным для развития Севморпути стало принятие решения о его едином операторе. Соответствующий законопроект находится в Госдуме. Участники рынка задаются вопросом: стоит ли ждать снижения ставок в условиях монополизма? Ведь ценовая политика – это будущий грузопоток.
– Конкуренция в Арктике дает только отрицательный эффект, – отвечает на это представитель будущего оператора Владимир Арутюнян. – Состязательность хороша на обычных морских путях, во льдах конкурировать невозможно.
Развитие береговой инфраструктуры – еще один залог успеха перевозок по Севморпути. Потенциал есть. К примеру, мощность будущего глубоководного района порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря – 38 миллионов тонн грузов в год.
Тем временем
В разных частях мира строятся 25 круизных судов ледового класса, в том числе с прицелом на российскую Арктику. Туристы – не грузы, но о них тоже нельзя забывать, а оборудованных портов для таких лайнеров на всей трассе Севморпути практически нет. При этом на некоторые еще не построенные суда уже проданы все билеты.
02.02.2022 | Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета) |
04.12.2021 | Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета) |
17.11.2021 | Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС) |
16.11.2021 | Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС) |
04.11.2021 | Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета) |
15.10.2021 | На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета) |
06.10.2021 | На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета) |
15.09.2021 | Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета) |
01.09.2021 | Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета) |
15.07.2021 | Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета) |
26.04.2021 | Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета) |
14.04.2021 | Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета) |
12.02.2021 | "Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости") |
10.02.2021 | План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс) |
04.02.2021 | Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета) |
27.01.2021 | Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета) |
27.01.2021 | Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета) |
19.12.2020 | Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс) |
09.12.2020 | Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета) |
02.12.2020 | Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета) |
25.11.2020 | Стратегия Севморпути (Российская газета) |
19.11.2020 | В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК) |
05.11.2020 | Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета) |
28.10.2020 | Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета) |
21.10.2020 | Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета) |
16.10.2020 | Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс) |
28.08.2020 | Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС) |
05.08.2020 | Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News) |
16.07.2020 | Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости") |
14.07.2020 | Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|