Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Работа  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Выборы в Мурманске и области

Социальная сфера

Развитие нефтегазовой отрасли на Мурмане

Радиационная безопасность

Природа и экология Кольского полуострова

Северный флот

Арктика

Отопительный сезон в Мурманской области

Экономика региона

Образование и наука

Международное сотрудничество

Проблемы ЖКХ

Политика

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Транспорт

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Спорт

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Культурная жизнь края

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Природа и экология Кольского полуострова

11 января 2017 г. 07:37

Российская газета

На дне Кольского залива обнаружили 25 затонувших кораблей

В 2017 году завершится проект по разработке программы очистки Кольского залива. На сегодняшний день обследована вся акватория близ Мурманска. На глубине до 30 метров водолазы обнаружили 25 судов и 23 объекта, напоминающие корабли (длиной более 10 метров). Еще 49 морских сооружений находится прямо у берегов, и их видно во время отлива.

В ближайшие месяцы экспертам предстоит определить, какие объекты опасны с точки зрения судоходства и экологии, а какие портят вид со стороны берега. Когда затонувшие и затопленные суда будут ранжированы по степени опасности, появится представление о срочности их поднятия. Уже известно, что в ближайший год поднимут лишь две металлоконструкции из 13 выявленных в губе Ретинская на западной стороне залива. На этом бюджет проекта – 50 миллионов рублей – будет исчерпан.

"Сейчас крайне сложно определить конкретную стоимость подъема любого затонувшего объекта. Необходимо разработать проект подъема, а объекты все разные, различных размеров, да и находятся они на разных глубинах. После подъема двух конструкций в губе Ретинская и должно появиться понимание того, сколько средств потербуется для реализации проекта", – пояснил эксперт Владимир Хандобин.

По его словам, перед проектным офисом стоит задача наработать опыт получения разрешений для поднятия неопознанных металлоконструкций, которые не имеют принадлежности и хозяина. В случае с судами все более-менее понятно: корабль нельзя поднимать до тех пор, пока его не признают бесхозным или не найдется хозяин судна. Предполагается, что после выявления объектов будет объявлен розыск владельцев, которым дадут год на то, чтобы они заявили о себе. По истечении этого срока конструкции могут признать бесхозными и поднять.

"В 1990-е годы ремонт судов всех классов был практически прекращен из-за отсутствия финансирования. Это привело к распродаже судов на металл. Но в то время стоимость черного металла была крайне низкой, поэтому с кораблей срезался весь цветной металл, а все остальное выбрасывалось – так и скопились свалки судов", – рассказал Хандобин.

Эксперт считает, что на основании новой программы, которую разработают специалисты, можно будет определиться с финансированием и проводить дальнейшую работу по очистке арктических акваторий в 2018-2020 годы. Пока речь идет о госфинансировании.

Самое большое скопление конструкций на дне – в районе Североморска, где когда-то на берегу размещались промышленные мощности. Одним из самых опасных объектов для экологии называют зверобойно-промысловое судно "Териберка", затонувшее на рейде Мурманского морского торгового порта в 1993 году.

Потенциальная угроза заключается в топливе, которое находится на борту затонувшего судна "Териберка". Это около 50-ти тонн нефтепродуктов. Оно покоится в акватории морского порта уже 23 года. И все это время является бомбой замедленного действия. Толщина воды над конструкциями "утопленника" – около 5 метров. Велик риск, что при неблагоприятных условиях на них могут нарваться крупнотоннажные суда, груженые углем. Судно было построено в 74-м году, выброс вредных веществ из-за коррозийного износа металла может начаться в любое время.

Объектов, от которых нужно очистить залив, порядка 100. Но "Териберка" – самый опасный из них.

Недавно региональные СМИ опубликовали открытое письмо капитана дальнего плавания, инженера по организации перевозок и управлению на морском транспорте, почетного работника морского флота и ветерана труда Евгения Селюкова о необходимости поднять судно.

"Судно затонуло в квадрате 55/8 (навигационная карта номер 18007), на глубине 17,6 метра. Ширина судна – 13 метров. Если даже предположить, что ЗРС "Териберка" лежит на грунте на борту, то высота воды над конструкциями судна на малой воде составляет не более 5 метров. У причалов ПАО "Морской торговый порт Мурманск" крупнотоннажные суда грузятся углем на осадку более 12,5 метра и затем отводятся на якорную стоянку, рядом с затонувшим судном "Териберка", для оформления документов. Можно предположить, что будет, если такое судно вдруг сорвет с якоря в штормовую погоду, а затем оно навалит на затонувшее зверобойно-рыболовное судно "Териберка". Кстати, уже были неоднократные случаи касания корпуса ЗРС "Териберка" проходящими морскими судами сравнительно небольшого тоннажа. Но пока, как говорится, обошлось", – описал проблему в деталях автор письма.

Евгений Селюков рассказал, что в обязательных постановлениях в морском порту Мурманск отсутствуют сведения о затонувшем в 1993 году на якорной стоянке порта ЗРС "Териберка". Несмотря на то, что это основной документ, регламентирующий безопасность мореплавания в акватории морского порта Мурманск. По его словам, ФГБУ "Администрация морских портов Западной Арктики" взимает с судовладельцев в морском порту Мурманск корабельный сбор за оказание услуг по безопасности мореплавания и предполагает, что в данном случае администрация морских портов оказывает капитанам медвежью услугу. Он отметил, что в нарушение императивных норм о "затонувшем имуществе" кодекса торгового мореплавания России, капитан морского порта Мурманск и руководство администрации портов никаких действенных мер по подъему и удалению из акватории затонувшей "Териберки" не предприняли.

К слову, об этой проблеме еще в 2006 году писал комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области в своем докладе, где было сказано о том, что, несмотря на предписания контролирующих органов, судовладелец оставался безучастным. Была и прокурорская проверка, и суд, но "Териберка" все еще на дне.

Возможно, судоподъем затонувшего ЗРС "Териберка" будет запланирован на среднесрочную перспективу в 2018-2020 годах, если появится государственное ресурсное обеспечение.

Между тем, в отдельных приморских регионах России уже есть правоприменительная и судебная практика по вопросам подъема и удаления из акватории морского порта затонувших морских судов. Суды общей юрисдикции Краснодарского края пришли к выводу, что если собственник затонувшего судна не поднял его в установленный срок, то обязанность по подъему и удалению затонувшего имущества из акватории морского порта возлагается на соответствующую администрацию морских портов.

 
 Статьи по теме 
10.08.2019Проект по раздельному сбору мусора запускают в Мурманской области (Интерфакс)
09.08.2019Российское экологическое общество поможет реализовать нацпроект "Экология" (ТАСС)
02.08.2019Популяция кильдинской трески сохранилась в озере Могильном (ТАСС)
25.07.2019Передвижная эколаборатория заработала в заповеднике "Пасвик" (ТАСС)
17.07.2019Из Заполярья вывезут на утилизацию четыре тонны старых батареек (Российская газета)
04.07.2019Из Заполярья впервые отправят на переработку крупную партию батареек (Российская газета)
02.07.2019Экологи просят туристов объезжать саженцы в заполярной пустыне (Интерфакс)
24.06.2019В Заполярье наступающие пески угрожают деревне Кузомень (РИА "Новости")
12.06.2019В Мурманской области остановили расширение пустыни (Российская газета)
09.04.2019На Кольском полуострове создают второй национальный парк (Российская газета)
30.03.2019Жители Мурманска жалуются Чибису на угольную пыль из порта (Интерфакс)
05.03.2019"Беллоне" в Мурманске исполнилось 25 лет (Беллона)
28.02.2019Норвежцы считают предприятия российского Заполярья источником экологической угрозы (Новая газета)
09.02.2019Ученые планируют применить водоросли Арктики для очистки воды (ТАСС)
30.01.2019Власти Заполярья не согласились с выводами Минприроды об экологии в регионе (ТАСС)
26.12.2018Проектирование нацпарка "Терский берег" завершится в 2019 году (Интерфакс)
22.11.2018Мурманский порт рассказал о снижении выбросов от перевалки угля (ТАСС)
17.11.2018Мурманская область увеличила сеть охраняемых природных территорий (ТАСС)
15.11.2018На форуме в Мурманске обсудят баланс интересов экологии и экономики в Арктике (ТАСС)
09.11.2018Форум журналистов-экологов прошел в Мурманске и Киркенесе (Новая газета)
08.11.2018Для очистки Кольского залива необходимо федеральное финансирование (Интерфакс)
03.11.2018В Мурманской области создают национальный парк "Терский берег" (Агентство социальной информации)
23.08.2018Для решения проблемы разрушения берегов реки Варзуга проведут исследования (Интерфакс)
08.08.2018Рост турпотока в Заполярье обострил "мусорый" вопрос в местах отдыха (Российская газета)
25.07.2018На Кольском полуострове проглядели лесные пожары (Российская газета)
06.07.2018Создание нацпарка "Терский берег" позволит спасти семгу и краснокнижного моллюска (Интерфакс)
30.06.2018В Мурманской области могут быть созданы новые природные парки (Агентство социальной информации)
14.06.2018Песчаная пустыня окружила поморское село Кузомень в Заполярье (Российская газета)
06.06.2018"Зеленый патруль" сообщил об улучшении экологии в Мурманской области (ТАСС)
06.06.2018Мурманский морской торговый порт внедряет экологические проекты (Российская газета)

Страницы: ← предыдущая  следующая →
1234567891011121314

 
 
Copyright © 1999 — 2019
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru Твиттер Murman.ru