3 сентября 2004 г. 10:01
 RBCdaily
Statoil близка к подписанию соглашения по разработке Штокмановского месторождения.
Норвежская компания Statoil объявила о том, что до конца 2005 года собирается заключить крупное соглашение о сотрудничестве в разведке и разработке нефтегазовых месторождений Баренцева моря. Несмотря на то что норвежские нефтяники не сознаются, с какими предприятиями им хотелось бы работать, вероятнее всего, это будут "Роснефть" и "Газпром". Именно эти компании имеют виды на самый ценный углеводородный ресурс северных российских морей – Штокмановское месторождение. 
Штокмановское газоконденсатное месторождение находится в центральной части Баренцева моря на глубине 280-360 м в 550 км от Кольского полуострова. Запасы его составляют примерно 3,2 трлн куб. м газа и 230 млн барр. конденсата. Лицензией на разработку этого ценного ресурса обладает совместное предприятие "Газпрома" и "Роснефти" – ЗАО "Севморнефтегаз". Не только крупнейшая норвежская госкомпания Statoil проявляла интерес к сотрудничеству с российскими добытчиками. "Штокман" привлекал внимание коллеги Statoil – Norsk Hydro, гигантов мировой "нефтянки" Exxon Mobil, ConocoPhillips, Chevron, RD Shell. Между тем пока неясно, кого предпочтут иметь в партнерах российские компании. Вполне возможно, что морских богатств всем достанется "по чуть-чуть": в середине июня текущего года заместитель председателя правления "Газпрома" Юрий Комаров сообщил, что при освоении Штокмановского месторождения желательно иметь не одного, а нескольких иностранных партнеров, уточнив при этом, что "Газпром" ведет переговоры о возможном сотрудничестве с пятью-шестью иностранными компаниями. 
Норвегия действительно имеет большие планы на Баренцево море, причем не только на газовые проекты, но и на нефтяные. Так, в конце прошлого года власти Норвегии рассказали общественности, что в течение двух лет норвежские нефтепромышленники собираются пробурить там три скважины. Россияне тоже интересуются Баренцевым морем, но в основном Приразломным месторождением. Инвестором этого проекта выступает ЗАО "Севморнефтегаз", которое планирует реализовать свои планы за четверть века. Длительность работы, по расчетам, окупится сторицей – предполагаемые объемы добычи "черного золота" составят 74,6 млн тонн нефти, а федеральная казна пополнится на 2,101-3,297 млрд долл. 
Несмотря на далеко идущие планы наших нефтяников и газовиков, в своей многоприбыльной деятельности они могут столкнуться со значительными трудностями. Дело в том, что у нашей нефтегазовой промышленности нет передовых и апробированных технологий добычи нефти в море, и иностранные партнеры интересуют нас не только своими инвестициями, но и "инструментами" для морской добычи. Некоторые специалисты вообще полагают, что сейчас отечественным нефтяникам не стоит углубляться в дебри Баренцева, Восточно-Сибирского, Карского, Чукотского морей, моря Лаптевых и др., а следует сосредоточиться на "наземной" нефтедобыче. По мнению отдельных экспертов, такая стратегия более надежна, позволяет получить гарантированную прибыль и избежать ненужных рисков. Однако русские промышленники готовы рисковать и вкладывать в освоение того же Приразломного месторождения не один десяток миллиардов долларов – правда, постепенно. 
Интерес Норвегии к российским нефтегазовым запасам вполне логичен. Ведь, согласно статистике, собственные (североморские) ресурсы наших скандинавских коллег могут иссякнуть через десять лет. Однако дружба между государствами уже много лет осложняется бесконечными территориально-хозяйственными спорами, которые тянутся чуть ли не с довоенных времен (достаточно вспомнить до сих пор не затихший до конца спор из-за архипелага Шпицберген). 
Аналитики, опрошенные RBC daily, уверены, что если Норвегия и станет партнером России в газовых и нефтяных разработках в Баренцевом море, то российские власти все равно сохранят бдительный контроль над участием иностранцев. "С иностранными инвесторами у российских властей сложные отношения, они считают, что морские недра в Баренцевом и других морях, относящиеся к российской территории, не должны быть хотя бы в какой-то мере подконтрольны зарубежному бизнесу. Поэтому Норвегия, скорее всего, может рассчитывать исключительно на партнерские отношения в этом вопросе", – сказал RBC daily аналитик "ЦентрИнвеста" Константин Батунин. "Интерес Норвегии понятен: в Баренцевом море работают "Роснефть" и "Газпром", а в сложившейся ситуации иностранные компании охотнее пойдут на сотрудничество с госпредприятиями, а не частными", – отметил в беседе с RBC daily эксперт ИК "Церих" Андрей Пискунов. 
Кстати, сам факт участия Statoil в русских нефтегазовых разработках пока остается под вопросом. Еще недавно своим возможным соратником в этом деле "Газпром" называл Norsk Hydro. 
 
| 06.10.2021 | Мурманской области нужны дополнительные средства на отказ от мазута (РИА "Новости") | 
| 01.10.2021 | Газпром потратит более полумиллиарда рублей на консервацию дороги к Штокману (Интерфакс) | 
| 09.07.2021 | Газификация Мурманской области стоит более 300 млрд рублей (ТАСС) | 
| 29.05.2021 | Газификация Мурманской области позволит привлечь 400 млрд рублей инвестиций (Интерфакс) | 
| 15.05.2021 | Расчёты по газификации Заполярья сделают к 15 июня (Интерфакс) | 
| 23.07.2020 | Для газификации Мурманской области потребуется 4,8 млрд тонн газа в год (Интерфакс) | 
| 09.12.2019 | Отпарные газы "Новатэка" не помогут газифицировать Мурманскую область (REGNUM) | 
| 14.08.2019 | Перевалка сжиженного природного газа в Заполярье начнется в декабре (Российская газета) | 
| 30.04.2019 | Перевалочный СПГ-комплекс в Мурманске запустят в 2023 году (ТАСС) | 
| 10.04.2019 | В Заполярье планируют открыть производство по выпуску нефтепродуктов (Российская газета) | 
| 25.03.2017 | Власти считают газификацию Мурманской области невыгодной (REGNUM) | 
| 12.07.2016 | В Мурманске планируют построить нефтеперерабатывающий завод (Российская газета) | 
| 18.03.2016 | "Роснефть" больше не хочет строить терминал в Мурманске (КоммерсантЪ) | 
| 03.02.2016 | Из Мурманска начался экспорт арктической нефти (Российская газета) | 
| 25.11.2015 | В Мурманске построят три плавучие платформы для сжижения газа (Российская газета) | 
| 29.07.2015 | Total вышла из Штокмановского проекта (ТАСС) | 
| 03.07.2015 | Доступ госкомпаний к шельфу может быть ограничен (Ведомости) | 
| 30.06.2015 | Буровая стратегия (Российская газета) | 
| 19.06.2015 | В Мурманской области появится промышленный парк шельфовой разведки (Российская газета) | 
| 02.06.2015 | Штокмановский проект для Total неактуален (ТАСС) | 
| 27.05.2015 | "Роснефтегазу" отдали половину участка в Баренцевом море (КоммерсантЪ) | 
| 17.02.2015 | Арктика подождет (Российская газета) | 
| 24.01.2015 | Мурманская область станет крупнейшей нефтеперевалочной базой (ГТРК "Мурман") | 
| 12.01.2015 | Правительство создает арктическую базу "Роснефти" (Российская газета) | 
| 26.12.2014 | "Роснефть" отложит реконструкцию судоремонтного завода в Заполярье (Российская газета) | 
| 23.12.2014 | Дешевая нефть сделала убыточными шельфовые проекты (Российская газета) | 
| 10.12.2014 | "Шельфовые проекты более рентабельны, чем проекты на суше" (КоммерсантЪ) | 
| 28.10.2014 | "Роснефть" попросила отложить освоение арктического шельфа (Slon.ru) | 
| 24.09.2014 | "Роснефть" просит у правительства особые условия для работы на шельфе (РБК) | 
| 22.09.2014 | Власти Мурманской области ждут развертывания производства "Роснефти" (РИА "Новости") | 
| 
 | 
| Страницы: ← предыдущая  следующая → |