31 августа 2006 г. 19:22
Алексей Смирнов
Новые Известия
До конца года правительство Норвегии обнародует стратегическую программу развития Севера. Как заявил министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Сторе, она будет включать два базовых элемента: максимальное снижение пограничных препятствий между Норвегией и Россией, а также строительство новой железной дороги в арктических районах двух стран, с тем чтобы в дальнейшем норвежцы могли подключиться к Транссибу.
Глава норвежского МИД настроен весьма оптимистично. "У нас с Россией добрососедские отношения высшего качества, не то что у других граничащих с ней стран. Граница не должна препятствовать нашему сотрудничеству и торговле ни в визовом плане, ни в области инфраструктуры", – заявил министр в интервью влиятельной газете "Афтенпостен".
Российскую и норвежскую железные дороги на самом коротком участке в Арктике разделяют всего 40 км, но каждый раз на пути планов их соединения вставали политические или экономические барьеры. В годы существования СССР и противостояния двух военных блоков слиянию дорог мешали военные соображения. Командование НАТО считало, что одним из направлений главного удара Москвы в случае третьей мировой войны станет Северная Норвегия. Перед советскими танковыми колоннами, кроме рукотворной линии обороны, должны были встать не тронутые цивилизацией горы и тундра.
После распада Советского Союза на первый план выдвинулись возражения экономического порядка. Прокладка сорокакилометровой ветки по ледяной пустыне обойдется не менее чем в 300 млн. долларов. Однако сейчас финансовая проблема почти решена. Как заявил председатель объединения промышленников Киркенеса (в этом городе кончается норвежская железная дорога) Арве Таннвик, значительную часть финансирования готовы взять на себя норвежские пароходства.
Отвод ветки Мурманской железной дороги в районе Никеля к Киркенесу открывает перед Норвегией большие экономические перспективы. Прежде всего, появится возможность экспорта российской нефти на Запад через незамерзающие порты Норвегии. Сегодня отгрузка "черного золота" в США идет, главным образом, через Мурманск. По мнению норвежских экспертов, Мурманский порт уже не справляется с нагрузками, что приводит к длительным скоплениям нефтеналивных цистерн на подъездных путях.
В ближайшие годы количество нефти, перекачиваемой в Мурманске на танкеры, сильно возрастет из-за начала добычи углеводородов в российском секторе Баренцева моря. Первым заработает в 2007 году месторождение "Приразломное" возле Новой Земли. Северная Норвегия мечтает, чтобы и на нее пролились капли российского нефтяного дождя. Один только порт Киркенеса готов взять на себя транзит 5 млн. тонн российской нефти в год.
Идею строительства железной дороги поддерживают экологические организации и объединения рыбаков, поскольку транспортировка нефти по суше отодвигает опасные морские перевозки на запад. Баренцево море, считающееся самым чистым на планете и дающее миллиардные прибыли рыбной индустрии Норвегии, будет подвергнуто меньшему риску загрязнения.
Если Киркенес с помощью железной дороги станет главным нефтяным портом Норвегии, то Нарвик, расположенный западнее, норвежцы собираются превратить в главную перевалочную базу американо-китайской торговли. Через этот порт пойдет основной поток китайской одежды и игрушек в США.
Авторы программы развития Севера отмечают, что сегодняшний "шелковый путь", ведущий из Поднебесной в Соединенные Штаты, проложен в своей сухопутной части по густонаселенным районам южного Китая, инфраструктура которых не справляется с необходимыми объемами перевозок. Поток товаров необходимо перекинуть с юга Китая на север, пустив его через Казахстан и Россию в Норвегию. Международная экспертная группа под эгидой Всемирного объединения железных дорог уже готовит соответствующую документацию для пуска нового транспортного коридора.
11.11.2020 | Пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в Заполярье вырастет (Российская газета) |
28.09.2020 | РЖД построили жизненно важный мост в Мурманской области (Российская газета) |
20.06.2020 | Военные восстановили железнодорожное сообщение в Мурманской области (Интерфакс) |
17.06.2020 | Что ждет Мурманский транспортный узел (Российская газета) |
04.06.2020 | РЖД обещают восстановить объемы грузоперевозок в мурманский узел к октябрю (Интерфакс) |
03.06.2020 | Железнодорожное сообщение с Мурманском обещают восстановить до июля (Интерфакс) |
02.06.2020 | Железнодорожное сообщение с Мурманском и портом прервано (Meduza) |
24.05.2018 | В Заполярье межмуниципальные перевозки оказались убыточными (Российская газета) |
14.04.2015 | Мурманские автомобилисты пригрозили отказаться от ОСАГО (Российская газета) |
27.01.2015 | В Заполярье простаивают поезда с углем и нефтепродуктами (Российская газета) |
16.01.2015 | В порту Мурманска открылся пирс для круизных лайнеров (Российская газета) |
05.12.2014 | Проезд в общественном транспорте подорожает (Российская газета) |
28.10.2014 | Проезд с 2015 года можно будет оплатить по безналу (Российская газета) |
01.10.2014 | Шесть портов СЗФО открыли для иностранных судов (Российская газета) |
09.09.2014 | В СЗФО оптимизируют пригородные перевозки (Российская газета) |
02.07.2014 | Ледоколы нового поколения появятся в России в 2017 году (Российская газета) |
04.02.2014 | Мурманская область получит 24,8 млрд на развитие транспортной инфраструктуры (ИТАР-ТАСС) |
14.01.2014 | В Мурманске создадут глубоководный морской хаб по переработке грузов (Российская газета) |
05.11.2013 | Мощность Северного морского пути может увеличиться в несколько раз (Экперт. Северо-Запад) |
09.10.2013 | Открылся самый северный в мире хайвей (BarentsObserver) |
08.10.2013 | Грузопотоки в российской Арктике зависят от зарубежных спутников (Российская газета) |
27.09.2013 | Строительство Мурманского транспортного узла начнется в 2014 году (Российская газета) |
03.09.2013 | Заправка судов на рейде в нескольких российских портах прекращена (ИТАР-ТАСС) |
20.08.2013 | В СЗФО появились межрегиональные авиарейсы (Российская газета) |
15.08.2013 | В "Русской Арктике" международная парусная регата нарушала законы РФ (Российская газета) |
31.07.2013 | Немецкий яхтсмен прервал экспедицию в Заполярье (Российская газета) |
23.07.2013 | Количество рейсов по Севморпути может вырасти в пять раз (Газета.Ru) |
20.06.2013 | В Петербурге подписали соглашение о строительстве трассы "Белкомур" (Российская газета) |
20.06.2013 | Мурманский транспортный узел начнут строить в 2014 году (Российская газета) |
17.06.2013 | Автотрассу "Кола" на подъезде к Мурманску обновят к 2016 году (Российская газета) |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|