Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Аукцион  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Экономика региона

Арктика

Социальная сфера

ЖКХ

Культурная жизнь края

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Природа и экология Кольского полуострова

Нефть и газ

Международное сотрудничество

Выборы в Мурманске и области

Образование и наука

Радиационная безопасность

Северный флот

Спорт

Транспорт

Политика

Отопительный сезон в Мурманской области

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Арктика

22 января 2014 г. 16:31

Российская газета

Лед вернулся в Арктику

По данным ученых, в 2013 году площадь арктических льдов по сравнению с прошлым годом увеличилась в 1,5 раза. Эти данные были сообщены в Ростове-на-Дону на заседании Арктического совета по охране арктических морских экосистем. Почему перспективы освоения полярного региона обсуждались в южной столице России? Дело в том, что уже многие годы ученые Южного научного центра РАН (ЮНЦ), на базе которого прошло это заседание, являются экспертами Арктического совета.

– Арктику называют кухней мировой погоды, здесь взаимодействуют зимний Сибирский антициклон, самый мощный источник холода в мире, и океанское течение Гольфстрим, несущее тропическое тепло, – сказал корреспонденту "РГ" председатель ЮНЦ и одновременно директор Мурманского морского биологического института, академик РАН Геннадий Матишов. – Противоборство этих важнейших природных систем формирует погоду на всей планете. Но при этом нельзя не учитывать региональные процессы в Беринговом море, Европе и южных морях России.

Сторонники теории глобального потепления убеждены, что бурные темпы индустриализации привели к повышению на Земле среднегодовых температур, вызвали парниковый эффект, спровоцировав стихийные бедствия. Причем к подобному выводу ученые пришли отчасти под впечатлением резких изменений в суровой Арктике. А ведь в свое время из-за потепления льды на севере в значительной степени отступили. Так, в 1878 году швед Норденшельд на судне "Вега" всего за одно лето прошел весь Севморпуть от Баренцева моря до Берингова пролива. Другое благоприятное для судоходства "окно" пришлось на 30-е годы XX века. Советские пароходы за одну навигацию совершали переход по Севморпути, не встречая ледовых заторов.

Перспектива свободного передвижения в полярных водах сулит огромные экономические выгоды, сократит расходы на северный завоз. Неудивительно, что некоторые эксперты даже предложили свернуть капиталоемкие экономические проекты, например, прекратить строительство ледокольного флота.

– Заниматься изучением природных ресурсов Арктики вправе любое государство, – говорит академик Матишов. – Есть лишь одно "но". Согласно конвенции ООН по морскому праву, подписанной в 1982 году, ответственность по обеспечению судоходства в полярном регионе при наличии льдов возложена на Россию. Плавать по Севморпути без ледоколов нельзя, такой флот есть только у нас. Поэтому осваивать Арктику без России невозможно. Однако в условиях чистой воды потребность в наших судах падает. Не случайно Китай в прошлом году сделал попытку провести свои танкеры по Севморпути без российских ледоколов.

Ученые РАН утверждают: потепление в Арктике – явление временное. Вызвано оно цикличностью климата. Зимний сибирский антициклон то и дело распространяется в сторону Пиренеев, блокируя поступление теплого воздуха на юг. Происходит это регулярно, с периодичностью от 11 до 60 лет. Такие явления приводят к тому, что, например, в Черном море суда застревают во льдах, а по Карскому морю можно плыть свободно. Подобная картина кого угодно может сбить с толку. На смену открытой воде через какое-то время вновь приходит ледяной покров, и возникает необходимость в ледокольной проводке. "Теплый период в полярном регионе завершен, – говорит академик Матишов. – Лед вернулся в Арктику. Надо снова учиться жить в условиях обычной суровой погоды".

 
 Статьи по теме 
02.02.2022Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета)
04.12.2021Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета)
17.11.2021Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС)
16.11.2021Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС)
04.11.2021Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета)
15.10.2021На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета)
06.10.2021На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета)
15.09.2021Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета)
01.09.2021Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета)
15.07.2021Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета)
26.04.2021Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета)
14.04.2021Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета)
12.02.2021"Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости")
10.02.2021План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс)
04.02.2021Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета)
27.01.2021Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета)
27.01.2021Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета)
19.12.2020Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс)
09.12.2020Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета)
02.12.2020Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета)
25.11.2020Стратегия Севморпути (Российская газета)
19.11.2020В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК)
05.11.2020Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета)
28.10.2020Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета)
21.10.2020Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета)
16.10.2020Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс)
28.08.2020Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС)
05.08.2020Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News)
16.07.2020Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости")
14.07.2020Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости")

Страницы: ← предыдущая  следующая →
12345

 
 
Copyright © 1999—2024
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru